Наши партнеры

UnixForum






Книги по Linux (с отзывами читателей)

Библиотека сайта rus-linux.net

На главную -> MyLDP -> Тематический каталог -> Локализация и русификация Linux

Шрифты и вы - кто кого?

Артем Герасимович

Любой шрифт, так же как и любой цвет, имеет свою тональность, свое настроение. Все знают о выгодных, гармоничных сочетаниях цветов и постоянно пользуются этим знанием - ведь мы одеваемся каждый день? А на что способно верное сочетание шрифтов?

(c) Компьютерная газета

Гармоничный выбор преобразит вашу работу: ведь каждый шрифт - это настроение, эпоха, сила. И эти определения невольно передаются тексту, заставляя нас изначально предвзято относиться к прочитанному. Я сегодня расскажу вам об истории основных видов шрифтов, формы букв которых используются и по сегодняшнее время. Мы также рассмотрим факторы, влияющие на удобство чтения и правильное восприятие набранных нами текстов.

Из истории: классическая антиква

Это самые старые из используемых сейчас видов - их рождение приходится на эпоху Возрождения. Не забыты при этом и родители - рукописные шрифты IX-XIII веков. Эти шрифты могут создать строгий, изящный, легко читаемый текст, отвечающий ренессансным представлением о гармонии. В большинстве случаев легкий дух Высокого Возрождения придаст стильное, выпуклое, воздушное звучание тончайшим смысловым и эмоциональным оттенкам вашего текста.

Переходные шрифты

В XVIII веке - сначала в Англии, затем и по всей Европе - формы букв становятся строже, прямолинейнее, стандартизованные (отчасти это объясняется развитием техники книгопечатания), а контраст между толщиной вертикальных и горизонтальных штрихов увеличивается. Этот период, продолжающий тенденции развития поздней классической антиквы, принято называть переходным, и в нем лежат истоки таких широко употребляемых сейчас шрифтов, как Таймс и Баскервилль, - их объединяют названием переходная антиква.

Эти шрифты отличаются линейностью штрихов, однотипными закруглениями по дугам окружностей, короткими и острыми на концах засечками. Пропорции букв наиболее "прозрачны", естественны для современного восприятия. Но в связи с тем, что шрифт Таймс стандартный для Windows, он приелся частым использованием. Изначально формы этих шрифтов разрабатывались для наименьшей заметности, чтобы взгляд человека при чтении не отвлекался на посторонние элементы.

Новая антиква

В конце XVIII века появился новый тип шрифтов, который сразу же завоевал широкое признание и безраздельно господствовал в печатной продукции XIX века, - шрифты новой антиквы. Для шрифтов этой группы характерен прежде всего высокий контраст между толщиной вертикальных и горизонтальных штрихов и тонкие длинные засечки, соединяющиеся с основным штрихом без закруглений. Общий очерк букв - определенно сухой, вычурный, нарочитый. Форма букв - как бы специально эстетская - с претензией. И первая стойкая ассоциация - английский, педантичный шрифт (и текст, им набранный...).

Новые рубленые

Эти шрифты произвели фурор и безраздельно господствовали в книгах первой половины ХХ века: подчеркнуто упрощенные и геометризованные формы были очень непривычны и новы. Создатели руководствовались возведенным в принцип утилитаризмом, последовательным отказом от любых не несущих практической нагрузки "украшений". Самый известный пример - шрифт Футура, появившийся в 1928 году.

Каждая буква Футуры изо всех сил стремится к некоему геометрическому идеалу. Такому шрифту нельзя отказать в единстве и определенном своеобразии, но он весьма утомителен в больших объемах. Хотя заголовки выглядят очень мягко и современно.

Перечисленные группы шрифтов являются основными при наборе больших по объему текстов. Мы не учитывали декоративные шрифты, хотя без них обойтись вовсе нельзя, но их сложно классифицировать. И потом, используя их, вы вряд ли добьетесь строгости и ясности дизайна своих текстовых творений.

О правилах набора, или Подарит ли вам верстальщик цветы?

Правила эти общеизвестны, и мы повторим их лишь вкратце.

Во-первых, чтобы верстальщик не перегрыз вам горло (а если вы девушка, чтобы не было у верстальщика повода пригласить вас на свидание поздно вечером, в дождь, а самому не прийти), всегда проверяйте свой труд на наличие 2 и более пробелов подряд. Вам это может показаться мелочью, но, когда при верстке колонками мы получаем "дыры" в тексте, поверьте, радуемся безмерно (особенно, если не сняли премию). Это правило 2 подряд пробелов имеет и еще одно замечательное, неочевидное продолжение: многие девушки, набирая текст, добиваются пробелами "загона" заголовка в центр при выключке влево. При этом они сознательно ставят много (часто больше 20) пробелов подряд. Никогда, никогда так не делайте!

Во-вторых, пробел со знаками препинания всегда должен выглядеть так: до - никогда, после - всегда.

В-третьих, тире никогда не равно минусу (-), а всегда равно либо Alt-0150 (нажимаем сначала левую кнопку и, не отпуская ее, на цифровой клавиатуре справа набираем "телефон" этого тире), и тогда это выглядит так (-), либо берем тире подлиннее (его "телефон" - Alt-0151).

В-четвертых, кавычки используем в официальных текстах только типографские, вот такие "кавычки-елочки" (Alt-0171 для " и Alt-0187 для "). А в неофициальных текстах, мне кажется, более уместны менее "тяжелые" кавычки с "телефонами" Alt-0147 и Alt-0148 (смотрите внимательно: "кавычки-не-елочки").

В-пятых, никогда не добиваемся от Word, чтобы он переносил нам текст на следующую страницу пробелами и "концами абзаца" (они получаются, если нажимать Enter). Есть гораздо более миролюбивый (не делайте из верстальщика зверя) способ: устанавливаете курсор в начало той строки, какую вам надо увидеть именно на следующей странице, и идете "в гости" в верхнюю, командную строку вашего текстового редактора "Вставка", затем там же "Разрыв" и далее следуете инструкциям.

В-шестых, старайтесь выражаться предложениями с малым количеством слов.

Ну и, в-седьмых, полюбите своего верстальщика. И тогда он многое вам простит. (Работа у него такая - прощать...)

Что позволено быку, или Как долго мы употребляем печатную продукцию

Плакат - от 3 секунд (рекламное правило 3 секунд) до 5 минут. Газета - от 1 дня до 1 недели. Журнал - от 1 месяца до 1 года (научные - 3-5 лет). Книга - 1-5 веков.

А значит, для газеты важен экономичный дизайн, позволяющий легко манипулировать информацией и ее объемами. Для журнала важен стиль, который бы выделял его среди прочих, а также следование моде и тому подобные соображения. В книге важна традиционность и удобочитаемость, сдержанное употребление модных приемов, так как на нее будут смотреть многие поколения после вас. Плакат же должен привлекать внимание, какие бы аморальные средства для этого ни использовались, вплоть до полного поругания удобочитаемости.

Однако в жизни мы встречаем газеты, которые превосходят качеством оформления многие журналы. Встречаем журналы, выходящие еженедельно, то есть являющиеся почти газетами. Книги-боевики, рассчитанные на то, чтобы после прочтения забыть, в которых соответственно оформление не идет дальше обложки. Реклама в журнале - маленький плакат. В каждом из жанров дизайнер может проявить свой темперамент, свое отношение к материалу, надо только ясно представлять жанр и адрес данного издания.

А вот издания классики - Шекспира или Пушкина - требуют осознанного подхода к выбору гарнитур шрифта. Таймc в большинстве случаев не годится (а сейчас подавляющее большинство печатной продукции набирается именно этим шрифтом). Одним словом, очень хорошо, если шрифт соответствует стилю эпохи или стилистике автора.

Что такое хорошо, а что такое плохо

Набор прописными читается на 12% медленнее прямого строчного начертания. Это связано с тем, что они примерно на 35% шире строчного начертания. Если придерживаться взгляда на процесс чтения как на скачкообразный, то понятно, что за одинаковые по длине "скачки" читатель "проглатывает" меньшее количество букв при наборе прописными. Отчасти это можно объяснить и привычкой - мы привыкли читать книги, набранные строчными знаками.

Курсивный набор читается почти так же хорошо, как и прямой, только в средних по длине текстах. То же самое можно сказать про полужирные начертания. Основным наборным шрифтом являются не слишком светлые и средние по жирности начертания.

Буквы должны быть черными и печататься по белой или кремовой бумаге. Все остальные варианты с точки зрения удобочитаемости проигрывают.

Предупреждение 1! Если вы не хотите, чтобы читатель посылал проклятия на вашу голову, ни в коем случае не применяйте в наборе длинных материалов (две страницы журнального текста и больше) светлых начертаний кеглем 8 пунктов, по черному фону белым или яркими оттенками. На экране все хорошо, но глаза заболят на пятом абзаце. Если все-таки хочется применить мелкий кегль по черному фону, то лучше взять полужирное начертание гротеска. И не больше нескольких абзацев.

Предупреждение 2! Прочитать текст без лупы невозможно, если рисунок под текстом растрирован или состоит из иллюзорно-объемной фактуры, а растр или элементы фактуры соразмерны с размером строчных знаков. Объемная фактура во многих случаях является значительно активней фактуры текста, и если это происходит, то есть основания подозревать вас в скрытой неприязни к автору текста.

Наиболее удобочитаем для нормально развитого взрослого человека текст, набранный 9-м или 10-м кеглем. Большие кегли заставляют дальше "скакать" при чтении, но рекомендуются при ослабленном зрении. Меньшие кегли читаются с большим напряжением при разглядывании знаков. Специалисты советуют начинать учиться чтению с 36-го кегля.

Строки шире 120 мм неприятны более широким разворотом головы в процессе чтения, узкие - неравномерностью межсловных пробелов при выключке ("скачки" с конца предыдущей строки в начало следующей становятся слишком частыми). В строке идеальной ширины умещается 50-55 знаков. Ширина строки может меняться в зависимости от восприятия стилистики произведения оформителем текста, а также других эстетических и экономических факторов. Например, в тексте с частыми абзацами длинная строка менее экономична.

Но главное - вкус к шрифтам - результат воспитания, а не врожденное качество. Потому учиться никогда не...

Шрифты сейчас, или Наступил ли компьютерный рай?

Действительно, с появлением персональных компьютеров началось бурное развитие настольных издательских систем, упростив создание печатных изданий. Это, в свою очередь, значительно увеличило количество малотиражных изданий и людей, которые их делают.

Но все равно, сейчас шрифт прежде всего ассоциируется с компьютером, и на второй план уходят художники-оформители и каллиграфы с вечно текущей тушью и рассыпающимися перьями. Да и что говорить, уходит от нас искусство писать. Даже письма все чаще набираются на компьютере и, теряя всякую личностную особенность, безжалостно выводятся принтерами.

Сейчас количество шрифтов, которые установлены на компьютере художника-дизайнера, спокойно переваливает за сотню. При этом компьютер совершенно спокойно может менять цвет, размеры и прочие атрибуты шрифта и текста. И теперь то, что было достоянием узкого круга профессионалов, стало доступно всем.

Векторные компьютерные шрифты

Сам термин "векторные" означает, что все символы шрифта описаны математическими формулами и оттого занимают значительно меньше места, чем, скажем, растровые. В векторном формате символы описываются в системе координат, что в переводе на человеческий язык звучит приблизительно так:

- провести прямую из точки х=10, у=20в точку х = 50, у = 80;

- построить окружность с центром в точке х = 70, у= 80 радиусом 50;

Формат TrueType (TTF)

Сейчас это самый популярный для Windows-систем формат шрифта (его полное имя True Type - т.е. в переводе "правдивый, или правильный шрифт").

Формат представления шрифтов TrueType был совместно разработан фирмами Apple и Microsoft для применения в их операционных системах (Mac OS и Windows). По всей видимости, основной причиной разработки нового формата было желание оказаться независимыми от фирмы Adobe - владельца прав на формат Type 1. С другой стороны, по некоторым параметрам Type 1-шрифты не удовлетворяли требованиям, предъявляемым к шрифтам, которые планировалось использовать на устройствах с очень низкой разрешающей способностью, прежде всего для вывода сообщений на мониторы.

Основным потребительским свойством TrueType-шрифтов можно считать простоту. Вся необходимая информация о символах находится в одном файле, а процесс установки новых шрифтов прост и нагляден: вы копируете файл шрифта в нужную папку (для Windows обычно это папка С: \Windows\fonts). Причем надо обязательно отметить, что в этом формате один файл - это один шрифт (в отличие от формата Type 1, где на один шрифт в обязательном порядке приходится от двух до четырех файлов).

Тот факт, что поддержка TrueType-шрифтов напрямую была включена в Windows и Mac OS - наиболее популярные графические операционные системы, привел к их быстрому распространению. И, несмотря на то, что серьезные полиграфисты по-прежнему предпочитают использовать шрифты Type 1, по числу пользователей TrueType-шрифты их сильно опережают.

Формат Type 1

Этот формат был разработан фирмой Adobe специально для фотовыводного оборудования. В том числе обеспечивается поддержка Type 1 в ее программах - Photoshop, Illustrator, Pagemaker, Acrobat. Фирма Adobe - лидер в программном обеспечении для настольно-издательских систем во многом благодаря языку описания страниц PostScript. Сейчас этот язык стал фактически стандартом для передачи графической информации между системами разработки страниц (таких, как программы для обработки изображений, верстки, текстовых редакторов) и системами отображения документов - принтерами высокого разрешения, фотовыводными устройствами и некоторыми другими видами оборудования. Язык PostScript настолько популярен, что теперь целый класс устройств именно так и называется - PostScript-устройства.

Шрифты формата Type 1 описаны одноименным специальным языком, который мы назовем совместимым с языком PostScript. По сравнению с True Type разметка шрифта Type 1 существенно проще - в ней вместо указания опорных точек строятся кривые Безье 2-3-го порядка. Это уменьшает количество ошибок и значительно ускоряет вывод шрифта на носители. А с появлением новой технологии PDF (Portable Document Format) у шрифтов Type 1 началась новая жизнь, при том что старой их полиграфической жизни замены еще не существует.

Неудобства шрифтов Type 1

Для установки шрифта в систему надо иметь специальную программу управления шрифтами. Самая распространенная - Adobe Type Manager DELUXE 4. 0, которая помимо поддержки формата Type 1 может управлять также и шрифтами True Type. Программа позволяет объединять шрифты в смысловые группы и активировать их в нужный момент (к примеру, если на компьютере работают несколько человек, то каждый из них может активировать нужные именно ему шрифты, экономя ресурсы системы и время загрузки программ).

Формат Type 1 имеет два файла (с расширениями PFB и PFM) на один шрифт.

Этот формат не поддерживается (и в ближайшем времени не будет) существующими языками разметки Internet-страниц: HTML, XML, в отличие от True Type.

Так наступил ли компьютерный рай?

Конечно! Если мы будем говорить о технологиях, то полиграфия уже немыслима без компьютера, так же как немыслима без компьютера верстка, набор, редактирование текста, да и в большинстве своем вообще реклама. Технологией будущего справедливо считается Internet, которая целиком завязана на компьютерах и шрифтах и без них существовать не может.

Единственный вопрос, на который никогда не будет ответа: а не заменит ли все это компьютерное развитие нам простого человеческого общения? Того самого, для которого и была создана первая буква.

Литература:
Дмитрий Кирсанов, "Веб-дизайн", Символ-Плюс, 1999;
Барышников Г. М., "Шрифты. Разработка и использование". Эком, 1997.