Наши партнеры

UnixForum






Книги по Linux (с отзывами читателей)

Библиотека сайта rus-linux.net

На главную -> MyLDP -> Тематический каталог -> Графика, звук, видео

Обзор новой версии GIMP 2.6

Оригинал: GIMP 2.6 changes are mostly internal
Автор: Leslie Polzer
Дата: 21 октября 2008
Перевод: Н. Глущенко
Дата перевода: 27 октября 2008

The GIMP (the GNU Image Manipulation Programm) - один и лидеров свободного программного обеспечения. Первого октября проект выпустил версию 2.6 с множеством новых и улучшенных возможностей. Большинство видимых пользователю функций были просто отшлифованы, главные же изменения скрыты глубоко внутри.

Способ установки GIMP 2.6 зависит от вашего дистрибутива. Проверьте менеджер пакетов на предмет наличия новой версии в репозитории. Если таковая отсутствует, то вы можете скачать и собрать новую версию редактора из исходников. Для этого используются обычные команды:

./configure
make
sudo make install

После первого запуска вы заметите дополнительное пустое окошко рядом с панелью инструментов. Это часть переработанного интерфейса, который мы сейчас детально рассмотрим.

Одно из самых полезных дополнений в новой версии - это поддержка полигонального выделения в инструменте свободного выделения. Благодаря этому, стало проще отделять объекты переднего плана от объектов заднего плана. Появилась возможность перемещать узлы выделения, что упрощает второстепенную коррекцию, то есть изменение уже созданной границы выделения.

Если вы используете перо и планшет, то на инструмент "Кисть" теперь могут влиять сила нажима на перо, его скорость перемещения и случайное значение. Каждый из этих параметров вы сможете менять в диапазоне от 0 до 100. Эти изменения могут влиять на прозрачность, толщину и цвет линии.

Новый усовершенствованный инструмент "Текст" позволит вам добавлять текстовые блоки, которые затем можно масштабировать или перемещать по желанию. Это полезно при работе с большими отрывками текста. Если же вы работаете с малыми объёмами текста, то выгода здесь минимальна. Редактировать текст всё ещё придётся в отдельном окошке, избавиться от этого обещают в версии 2.8.

Новая графическая библиотека.

По умолчанию GIMP всё ещё использует старый графический движок, но в новой версии вы можете задействовать GEGL (General Graphics Library). Интеграция GEGL в GIMP позволит в будущем внести множество улучшений в редактор, например, поддержку глубины цвета (16 бит на каждый канал) и поддержку CMYK. Включить GEGL можно через меню Цвет->Использовать GEGL.

Небольшие изменения коснулись классификации вспомогательных окон. Теперь такие оконные менеджеры, как GNOME, не отображают эти окошки в панели задач или переключателе окон.

Ещё одна новая функция позволяет рисовать в окне вне изображения. Это очень удобно, если вы работаете при большом увеличении и хотите, чтобы только часть линии коснулась угла вашего изображения.

В интерфейсе также присутствует множество улучшений, которые поначалу трудно заметить. Например, теперь в центре прямоугольного и эллиптического выделения находится маленький крестик. Панель состояния отображает больше информации. К примеру, теперь здесь можно узнать отношение сторон у прямоугольного выделения. Пункт главного меню "Окна" показывает все открытые изображения и позволяет переключаться между ними. Панель увеличения/уменьшения теперь поддерживает произвольные целочисленные значения, при помощи которых можно задать необходимый уровень масштабирования.

Изменения интерфейса.

То, что GIMP порождает несколько окон, всегда являлось объектом для критики. Пользователей графических редакторов это раздражало настолько, что некоторые разработчики создали GIMPshop - графический редактор на основе GIMP. Цель этого проекта заключалась в создании интерфейса, схожего с Adobe Photoshop.

Судя по внешним изменениям, GIMP 2.6 представляет собой нечто вроде экспериментального релиза. Создалось впечатление будто разработчики сами толком не решили что же делать с интерфейсом. В описании сказано "главное меню убрано с панели инструментов" и его действительно там нет. Но вот место, которое это меню занимало, осталось, просто теперь оно пустует. Вы даже не можете переместить эту пустоту на панели инструментов.

Панель главного меню полностью переместилась на окно изображения. Опционально это можно было сделать и в ранних версиях. Поэтому теперь всегда по крайней мере одно окно для изображения открыто, в не зависимости от того надо это или нет. Чтобы открыть изображение для редактирования, достаточно перетащить соответствующий файл на это окно.

В старом GIMP я всегда использовал контекстное меню для работы с изображением, а главное меню - для открывания новых файлов или же сканирования. Контекстное меню - самый простой способ вызвать ту или иную команду для редактирования изображения.

Разнообразные доработки и дополнения

Большинство нововведений в этом релизе незначительны и обнаружить их не так просто. Приведу небольшой список:

  • В версии 2.6 для виджетов используется библиотека Cairo. Это позволило повысить уровень детализации элементов пользовательского интерфейса;
  • Плагины теперь могут выдавать пользователю сообщение об ошибке с описанием;
  • Инструменты для работы с цветом получили поддержку шаблонов, то есть появилась возможность загрузки готовых цветовых настроек или же создания своих собственных;
  • Инструмент размазывания ("Палец") теперь можно масштабировать;
  • У инструмента "Обесцветить" появился предпросмотр;
  • У плагина "Пламя" (Фильтры->Визуализация->Природа->Пламя) появилось 22 вариации;
  • Новый плагин для импорта PSD (Adobe Photoshop) с поддержкой ICC профайла;
  • Полный список изменений со скриншотами можно найти на сайте проекта.

    Заключение

    Изменения интерфейса в GIMP 2.6 носят экспериментальный характер. Это временный стабильный релиз, который следует традиции "делай раньше, делай чаще". Прошёл почти год с выпуска версии 2.4 и, видимо, время для полноценного стабильного релиза ещё не пришло. GIMP 2.6 не предлагает каких-либо кардинальных изменений как внешних, так и внутренних. GEGL - самое весомое нововведение. Всё же это шаг вперёд для GIMP, который предлагает пользователю широкие возможности для работы с изображениями.

    Leslie P. Polzer - независимый профессионал, специализирующийся на разработке динамических веб-сайтов.