Наши партнеры

UnixForum





Библиотека сайта rus-linux.net

Путеводитель по Inkscape: Глава 34, инструмент Перо

Алексей Дмитриев, 16 ноября 2011

Инструмент Перо , находящийся на одиннадцатом месте сверху в Панели инструментов характеризуется всплывающей подсказкой Рисовать кривые Безье и прямые линии. Он может быть вызван горячей клавишей SHIFT+F6 или b.

Отметим про себя, что прямые линии являются просто частным случаем кривых Безье, между ними нет принципиальной разницы и они легко могут быть превращены друг в друга.

Уместно вспомнить, что такое кривая Безье:


Рис. 1

Кривая Безье состоит из: контура (зеленого цвета) и узлов (1,2,3). Узлы снабжены рычагами трансформации и могут быть выделены (2) при помощи инструмента . О том, как работать с кривыми Безье, подробно рассказано в Главе 25.

Строить кривые Безье инструментом Перо можно двумя способами:

  • Способ первый, простой:


    Рис. 2

    Взять Перо, кликнуть один раз левой кнопкой мыши (появится один узел) , протянуть красный абрис в нужное место холста, кликнуть второй раз левой кнопкой мыши (абрис окрасится зеленым), нажать ENTER или правую кнопку мыши (появится второй узел) ≈ прямой отрезок готов. Затем из него можно сделать все, что угодно, при помощи инструмента .

  • Способ второй, непростой:


    Рис. 3

    На рисунке 3, позиция 1: Нажать левую кнопку мыши и тянуть серый абрис в нужную точку.

    Позиция 2: Отпустить левую кнопку мыши и протянуть красный абрис в следующую нужную точку. Серый абрис при этом окажется рычагом трансформации.

    Позиция 3: Снова нажать левую кнопку мыши и вытянуть в нужном направлении новый серый рычаг трансформации. Отпустить кнопку мыши. Прежний красный абрис станет зеленым, и новый красный абрис ляжет поверх серого. Он готов для перемещения в следующую точку.

    Позиция 4: Переместив красный абрис в последнюю точку, снова вытянуть рычаг трансформации. Отпустить левую кнопку и нажать ENTER, либо правую кнопку мыши.

    Позиция 5: Готовый контур. Те квадратики, что вы видите на концах контура, не есть узлы. Это просто знаки того, что можно продлевать данный контур, начиная с концов. На самом деле в контуре три узла, в чем легко убедиться, один раз нажав клавишу Пробел и взглянув на информацию в строке состояния.

В процессе построения кривой, пока очередная контрольная точка еще не поставлена (абрис еще красный), как показано на рисунке 4:


Рис. 4

можно перемещать предыдущую точку (1) при помощи клавиш стрелок на клавиатуре ←, ↑, ↓, →.

  • SHIFT+стрелки: переместят точку на удесятеренное расстояние.
  • ALT+стрелки: переместят точку на один экранный пиксель.

  • Если удерживать клавишу SHIFT при построении контура, то все промежуточные узлы получатся острыми (а не сглаженными как обычно).

  • Если удерживать клавишу CTRL при построении контура, то новые контрольные точки будут перемещаться шагами по 15° (этот параметр можно изменить в меню Файл ⇨ Настроить Inkscape ⇨ Шаги).

  • Для удаления последней контрольной точки используются клавиши BackSpace или DEL.

  • Для удаления всего неоконченного контура используются клавиши ESC или CTRL+z.

  • Уже построенный контур можно продлевать с любого конца. Если контур не выделен, то нужно однократно нажать клавишу Пробел (включится инструмент Выделитель), выделить контур, снова нажать Пробел (включится Перо).

  • Поставив последнюю контрольную точку контура, достаточно кликнуть на первой, чтобы контур замкнулся.
  • Рассмотрим Панель настройки инструмента Перо:


    Рис. 5

    Режим: Позволяет строить кривые Безье (по умолчанию) или кривые Спиро (сглаженные).


    Рис. 6

    На рисунке 6: зеленый контур ≈ кривая Безье, розовый контур ≈ кривая Спиро. Подробнее о кривых Спиро ≈ в Главе 22.

    Кроме того, позволяет рисовать свободными прямыми линиями , либо чертить вертикальными и горизонтальными линиями .

    Форма: Позволяет рисовать контуры переменной ширины (добавляет к контуру эффект Текстура по контуру).

    При клике на окошке Форма раскрывается меню с пятью вариантами: Нет, Угасание, Нарастание, Эллипс, Из буфера обмена. Эти варианты представлены на рисунке 7:


    Рис. 7

    1 ≈ обычный режим, Форма: Нет.

    2Форма: Угасание (по контуру вставлен треугольник).

    3Форма: Нарастание (по контуру вставлен треугольник вершиной в другую сторону).

    4Форма: Эллипс (по контуру вставлен эллипс).

    5Форма: Из буфера обмена (по контуру вставлена предварительно нарисованный и скопированный в буфер обмена объект 6).

    Так как эти контуры являются потомками контурного эффекта, они имеют странности: вместо обводки у них заливка, они плохо поддаются преобразованиям обычными методами ≈ то вовсе не подчиняются, то дают неожиданный результат. Однако рисование этими контурами весьма продуктивно ≈ пример на рисунке 8.


    Рис. 8

    При большом увеличении контуры переменной ширины становятся слишком толстыми. Чтобы изменить толщину и форму контура, нужно построить объект подходящего размера, скопировать его в буфер обмена (CTRL+c), затем применить форму Из буфера обмена.


    Рис. 9

    На рисунке 9:

    1 ≈ Часть контура с формой Угасание. Его толщина слишком велика для данного масштаба.

    2 ≈ Строим треугольник в два раза у́же. Копируем его в буфер обмена.

    3 ≈ Применяем форму Из буфера обмена.

    Вот и все, что касается инструмента Перо.

    В следующей главе рассмотрим инструмент Каллиграфическое перо.

    Глава 33, инструмент Карандаш Оглавление Глава 35, инструмент Каллиграфическое перо